С верой по жизни
Не так много остается среди нас людей, которые являются свидетелями месяцев оккупации города Шахты немецко-фашистскими захватчиками. Вера Константиновна Столярова - одна из них, ей было 18 лет, когда в город вошла война. Недавно председатель городской Думы Ирина Жукова побывала в гостях у этой легендарной женщины, которая поделилась своими воспоминаниями о тех страшных годах.
Не так много остается среди нас людей, которые являются свидетелями месяцев оккупации города Шахты немецко-фашистскими захватчиками. Вера Константиновна Столярова — одна из них, ей было 18 лет, когда в город вошла война. Недавно председатель городской Думы Ирина Жукова побывала в гостях у этой легендарной женщины, которая поделилась своими воспоминаниями о тех страшных годах.
Вера родилась в многодетной семье на окраине города, неподалеку от шахты Октябрьской революции. Когда началась война, отец, работавший народным судьей, сказал ей задумчиво: «Дочка, эта война будет долгой … Потом окончишь институт, а сейчас иди в горком, получай должность и начинай работать». Но Вера втайне от родных пошла сначала в военкомат, хотела сразу попасть на фронт. Ее не взяли, сказали, что здесь, в тылу, ее руки важнее. Тем более, что старших братьев уже забрали на войну. Вскоре умер от сердечного приступа отец, мать совсем поникла духом. На хрупкие плечи Веры легли заботы о всей семье, особенно она переживала за младшую сестренку, у которой был порок сердца.
Как выживали в те годы? Вера поступила на работу в горторг, вместе с другими горожанами рыла окопы, работала в поле. Часто ночевали под открытым небом, мерзли и мокли. Вера помнит, как накануне прихода немцев в городе взорвали ТЭЦ и всем стало ясно, что наступают страшные времена… Эвакуироваться они не успели, немцы взорвали переправу. А потом через город прокатилась волна танков и фашистских войск, все они шли на Сталинград. В Шахтах их задержалось не очень много, в основном — в центре города, чтобы контролировать территорию и устанавливать свои порядки. С первых дней оккупации в городе начались проблемы с продуктами, их просто негде было купить. А у Столяровых к тому времени осталась только кукуруза на палатях дома.
Вера помнит, как они с матерью, а потом с сестрой ходили пешком в Семикаракоры, меняли отцовскую одежду и свои атласные ленты на зерно, хлеб, яйца. Вера как-то даже кофточку с себя сняла и поменяла на гуся. Обратно до дома шли пять дней, тянули с собой тачку. Так и жили, втайне иногда слушали радио и ждали: когда же наши придут? А потом в воздухе явно запахло переменами, немцы стали суетиться, прятаться с оружием по дворам, вроде как засаду делать. И вот на железной дороге появились наши солдаты в белых полушубках! Вера так обрадовалась, что кинулась бегом им навстречу, а вокруг свистят немецкие пули. Солдаты ей кричат: «Стой! Падай в снег, а то пристрелят». После боя она все-таки привела солдат домой, а мать плачет и говорит: «Нечем вас угостить, родимые, только кипятку можем налить!» А они улыбаются: «Мать, да мы сами вас угостим, не переживай!». Погрелись и дальше пошли, оставили тушенку и мыло.
А после освобождения города начались у Веры трудовые будни: по 14 часов работала на разборе завалов, машинами вывозили мусор, а потом ехали на дежурство в госпиталь. Санитарки сочувствовали и когда Вера на несколько часов засыпала, сушили на батареях ее валенки и фуфайку. Вот так строили мирную жизнь.
Вера Константиновна проработала 40 лет в отделе народного снабжения, 13 лет возглавляла партийную организацию, всегда верила в людей и добро. Награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», знаком отличия «Отличник министерства угольной промышленности». 25 февраля этого года ей исполнилось 94 года, но она по-прежнему молода душой. Она в своей жизни прошла такую закалку, что никакие проблемы ей не страшны. Желаем Вере Константиновне хорошего самочувствия и тепла близких людей!