Комитет по экономической политике в июле
21 июля депутаты рассмотрели шесть вопросов, в том числе - о реализации тарифной политики на территории города Шахты.
В работе комитета приняли участие депутаты, председатель КСП Г.В.Аверкина, заместитель главы Администрации Д.А.Дедученко, начальник отдела закупок Администрации А.А.Канторович, директор департамента экономики В.О.Горшков, директор МУП г.Шахты «Александровский парк культуры и отдыха» Л.Я.Аксаментова, представители общественности, СМИ.
Первый вопрос — «О снятии с повестки дня июльского заседания городской Думы города Шахты проекта решения городской Думы «О внесении изменений в «Порядок взаимодействия муниципального органа, уполномоченного на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), и заказчиков в целях осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд», выступил начальник отдела закупок Администрации А.А.Канторович. В связи со вступлением в силу с 01.07.2017 года изменений в Градостроительный кодекс РФ и необходимостью внесения дополнительных изменений в приложение 3 к Порядку взаимодействия муниципального органа, уполномоченного на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), и заказчиков в целях осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, утвержденному решением городской Думы города Шахт от 29.09.2016 №175, предложено снять с повестки дня очередного заседания городской Думы вопрос Думы «О внесении изменений в «Порядок взаимодействия муниципального органа, уполномоченного на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), и заказчиков в целях осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд» с его доработкой и рассмотрением в сентябре т.г. Информация принята к сведению.
Второй вопрос — «Информация о финансово-хозяйственной деятельности МУП г.Шахты «Александровский Парк», выступила директор МУП г.Шахты «Александровский парк культуры и отдыха» Л.Я.Аксаментова. Предприятие создано с целью организации отдыха горожан в Александровском парке. Основной вид деятельности предприятия – деятельность парка с аттракционами. Ввиду отсутствия собственных аттракционов у предприятия нет возможности получать доходы от основной деятельности. Дополнительные виды деятельности- это ручная уборка территории, создание и содержание зеленых насаждений общего пользования. За 5 лет своей работы предприятие ни разу не было убыточным. По результатам финансово-хозяйственной деятельности предприятия за 2015 год получено прибыли в сумме 31 тыс.рублей, за 2016 год — 87 тыс.руб. С 2013г. предприятие принимает активное участие в реализации городской Программы по организации временных работ несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в летнее время.
Ввиду отсутствия финансовой возможности заработная плата сотрудников с начала деятельности предприятия остается неизменной. При создании предприятия в 2012г. в план развития предприятия включался вопрос о приобретении собственных аттракционов за счет внебюджетных источников. Ввиду отсутствия средств программа развития парка не реализована по сегодняшний день.
Заслушав выступление, депутаты задали Л.Я.Аксаментовой ряд вопросов. В частности, А.Л.Гершман поинтересовался, почему парк из собственной прибыли не начнёт приобретать хотя бы недорогие аттракционы, такие как машинки? Хотя бы по одной в месяц. И почему не продуман план мероприятий, улучшающий финансово-экономическую деятельность парка? Также шла речь о качестве договоров, заключаемых парком с предпринимателями. По итогам рассмотрения вопроса было принято решение заслушать его ещё раз в октябре т.г.
Третий вопрос — «О дорожной карте мероприятий по принятию решения об установлении ставок налога на имущество физических лиц в зависимости от кадастровой стоимости имущества», выступил заместитель главы Администрации Д.А.Дедученко. В дорожной карте расписано более 20 мероприятий, которые будут исполняться департаментом экономики, МАУ «МФЦ», ООО «ЦКУ», департаментом финансов, КУИ, МУП «БТИ». В числе мероприятий — разработка информационных листовок о переходе на начисление налога на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости и необходимости проведения гражданами сверки объектов с данными Государственного кадастра недвижисости под рубрикой «Проверьте, чем вы владеете в действительности». В МАУ «МФЦ» будет организован пункт доступа физических лиц к интернет-порталу «Росреестра» на пункте ресепшен для проверки правильности данных об имуществе с данными Государственного кадастра недвижимости. Предприятиям и организациям будет направлен разъяснительный материал по начислению налога на имущество физических лиц. Административным участковым будет поручено информировать население о переходе на исчисление налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости.
В свою очередь, департамент финансов и КУИ проведут сравнительный анализ начисления налога на имущество физических лиц от инвентаризационной и кадастровой стоимости на примере сотрудников Администрации. Будет проведена пресс-конференция по вопросам перехода начисления налога на имущество физических лиц. МУП «БТИ» проведет уточнение величины инвентаризационной стоимости объектов, вошедших в репрезентативную стоимость объектов, вошедших в выборку. Запланированы ряд совещаний по вопросам перехода начисления налога на имущество физических лиц.
Информация принята к сведению.
Четвёртый вопрос — «О прогнозных показателях социально-экономического развития города на 2018-2020 годы», выступил директор департамента экономики В.О.Горшков. Индекс промышленного производства по крупным и средним предприятиям за 2016 год по факту составил 70,4%. Индекс промышленного производства по крупным и средним предприятиям за 1 квартал 2017года составил 77,2%. В прогнозируемом периоде на 2018 год планируется рост объемов отгруженных товаров, работ и услуг на 41,0%, а на 2019-2020 годы – 7,3%, 6,0 % соответственно. Основная роль в обеспечении роста отводится обрабатывающим производствам.
Крупными и средними предприятиями, представляющими раздел «Обрабатывающие производства», в 2016 году произведено и отгружено продукции на сумму 19 098,3 млн.руб., что на 7,9% меньше соответствующего периода 2015 года. Изменение в значительной степени связано с такими видом деятельности, как «Производство металлургическое» представителем которой является ООО «РЭМЗ». По итогам 12 месяцев 2016 года доля данного вида экономической деятельности составила 42,6%. Работники предприятия неоднократно находились в простое по вине работодателя с оплатой 2/3 тарифной ставки. У предприятия имеется задолженность по заработной плате, налогам, во внебюджетные фонды.
На втором месте «Производство текстильных изделий» (доля данного вида составляет 25,7%) представлено предприятиями: ООО «БТК Текстиль», ЗАО «Дон-Текс», ОП ООО «Авангард». ООО «БТК Текстиль» — в 2016 году объем отгруженной продукции составил 4 156,6млн.руб. (темп роста 261,6%) к соответствующему периоду 2015 года. В 2017 году предприятием запланировано снижение объемов отгруженных товаров по отношению к 2016 году на 5,9% в связи пересмотром цен на продукцию в сторону снижения. Предприятием планируется освоение производства новых видов ткани и производство собственных суровых тканей.
На третьем месте – «Производство прочей неметаллической минеральной продукции» (18,8%). В 2016 году городе функционировали следующие крупные предприятия по производству строительных материалов: ООО «Шахтинская керамика» и ООО «КомСтрой». На долю ООО «Шахтинская керамика» приходится 94,3% объема производства всей группы. Данное предприятие наращивает темпы роста отгруженной продукции. За 2016 год предприятием отгружено продукции на сумму 3 382,8 млн.руб. В 2017г. предприятием запланирован темп роста в 100,2%, в 2018г. – темп роста составит 98,0%, в 2019г. – 115,7%, в 2020г. – 105,5%. В 2017г. предприятием запланировано восстановление здания цеха №1 с запуском двух линий монопорозы, что позволит увеличить производственные мощности по выпуску облицовочной плитки. Также запланирована модернизация линии сериографии №3 с возможностью выпуска дизайнов крупных форматов 750х250мм. Данный проект включен в «Губернаторскую сотню».
Четвертое место по доле, занимаемой в общем объеме «Обрабатывающего производства» (по крупным и средним предприятиям) занимает «Производство одежды» (3,9%). К данному виду производства относятся: ЗАО «Корпорация «Глория Джинс», ООО «Ариадна-96», ООО «Оптима», ОП АО «БТК групп». Темп роста объемов производства по данному виду деятельности в 2016 году составил 127,9% по отношению к соответствующему периоду прошлого года.
Шестое место в общем объеме производства занимает вид деятельности «Производство резиновых и пластмассовых изделий» (2,1%). В 2016 году ООО «ВОТЕРФОЛЛ ПРО» предприятием отгружено продукции на сумму 184,4 млн.руб. Далее будет постепенное наращивание объемов с тем, чтобы к 2020 году выйти на производственную мощность — 60 млн. тонн в год.
В 2016 году на территории города отслеживалась деятельность 2162 малых (в т.ч. 1993 микро предприятия) и 14 средних предприятий, основная часть которых сосредоточена в оптовой и розничной торговле, ремонте автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования, а также в обрабатывающем производстве. В этих же видах деятельности сосредоточены и основные трудовые ресурсы. Несмотря на сложившуюся ситуацию ориентации отечественной экономики преимущественно на внутренний рынок и продолжение санкционной политики против России, на период до 2020 года по малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям предусмотрен незначительный рост. Для более активного роста имеются сдерживающие причины – недостаточный платежеспособный спрос населения.
В результате, к 2020г. прогнозируется увеличение количества малых предприятий города — до 2805 единиц (прирост к 2016 г. составит 29,7 %). Основной прирост при этом ожидается в сфере оптовой и розничной торговли и предоставлении услуг (34,7%) и в деятельности по операциям с недвижимым имуществом (18,1%). Среднесписочная численность работников малых предприятий так же будет иметь увеличение.
В составе средних предприятий в городе произошли существенные изменения: ООО «Дорстрой-информ» (добыча полезных ископаемых) и ООО «Ингео» (предоставление услуг) перешли в разряд малых предприятий, ООО «Южтранс» (грузоперевозки) перешло в разряд крупных предприятий. Продолжают функционировать ЗАО «Дон-Текс», ООО «Малка», ООО «ШЗГШО», ООО «Ариадна-96», ООО «Оптима» (обрабатывающее производство), ООО «Очистные сооружения», Ф-л «Пром регионсервис» (водоснабжение, отведение), ООО «Терсь», ООО «Миск-С», ф-л ООО «Синтез», ОП «СНС ЮГ» (торговля), ООО ЧОО «Безопасность XXI век», ООО «Доставка пенсий и пособий», МКБ «Дон-Текс Банк» (прочие услуги) — всего 14 предприятий.
В перспективном периоде из числа средних предприятий планируется исключение двух субъектов. ООО «Малка» — в 2016 году введена процедура банкротства, с последующей окончательной ликвидацией предприятия. ООО «Терсь», обеспечивая специализацию производств, будет реструктуризирован.
Объем инвестиций в основной капитал по полному кругу предприятий и организаций в 2016 году составляет 4969,8 млн.руб., индекс физического объема 40,23 % к предыдущему году. Крупными и средними предприятиями в 2016 году освоено 3426,4 млн.рублей. Из них наиболее значимые проекты: ООО «Шахтинская керамика» — 112,5 млн. руб., ООО НПК «Ника» — 38,8 млн. руб., ООО «Лента» — 370,4 млн. рублей.
Оценка объема инвестиций в основной капитал по полному кругу предприятий и организаций в 2017 году составляет 5312,07 млн.руб. Прирост к 2016 году – 6,8%, в сопоставимых ценах — 1,5 %. Ожидаемый объем инвестиций крупных и средних предприятий составит 3749,9 млн.руб., учитывающий вложение средств городскими предприятиями в техническое оснащение существующих производственных процессов.
В прогнозном периоде ожидается освоение капитальных вложений по ряду реализуемых в настоящее время инвестиционных проектов:
– Продолжается строительство завода по изготовлению емкостей для СУГ (сжиженных углеводородных газов), производству топливораздаточной техники, полуприцепов и прицепов (газовозов, бензовозов, зерновозов) ООО «НПК НИКА». Введен склад комплектующих для топливо-раздаточного оборудования. Изготовлены опытные экземпляры газовозов для перевозки пропан-бутана на базе «Камаза» и Исузу.
– ООО «Шахтинская керамика» – комплексная модернизация производственных мощностей ООО «Шахтинская керамика». Выпуск продукции, нацеленной на импортозамещение, объем инвестиций — 894,1 млн. руб., с созданием 100 рабочих мест, период реализации – 2017-2018 г.г. Включен в перечень «100 Губернаторских инвестиционных проектов».
– «Строительство прокатного завода по производству стальных труб» ООО Завод «Техмаш». Объем инвестиций 300 млн.руб, 50 рабочих мест, период реализации – 2017-2018 г.г. Сформирован земельный участок по ул. Наклонная, выполняются подготовительные работы.
– «Строительство автомобильной газонаполнительной компрессорной станции (АГНКС) ООО «Кимако». Объем инвестиций 300 млн.руб., 24 рабочих места. Идет формирование земельных участков, разработка проектной документации;
На территории города также возможна реализация проектов по строительству микрорайона «Новый Южный», организации производства текстильных красителей, созданию варочного производства.
Характеризуя инвестиции в основной капитал крупных и средних предприятий по источникам финансирования в части бюджетных средств, необходимо отметить следующую перспективу в рамках реализации муниципальных программ: в рамках муниципальной программы запланирован II этап строительства разводящих сетей низкого давления в поселках Даниловка, Дуваново, Новогрэссовский, Власовка г. Шахты. Кроме того, выделены средства на реконструкцию объектов электрических сетей наружного освещения на территории города.
В 2016 году по численности работающих прогноз выполнен на 95%, среднесписочная численность составила 42781 чел. В сравнении с предыдущим годом численность работающих в организациях и предприятиях города снизилась на 1,2%. Фонд оплаты труда по полному кругу организаций за 2016 года составил 11 699,877 млн.руб., что на 646,16 млн.руб. (или на 1,5%) выше предыдущего 2015 года.
По видам экономической деятельности, в разрезе предприятий и организаций складывается следующая ситуация. Ряд действующих организаций «обрабатывающего производства» при оценке численности работающих на 2017 год показали некоторое увеличение численности работающих. Это такие предприятия как ЗАО «Корпорация «Глория-Джинс» ОП, ООО «БТК Текстиль».
Численность работающих на ОП ООО «Донской текстиль» составляет порядка 700 человек с заработной платой 26,3 тыс.руб. К 2020 году планируется увеличить заработную плату на 28,8% в сравнении с 2015 годом. ОП ЗАО «Корпорация «Глория Джинс» — обособленное подразделение на территории города. Среднесписочная численность работающих по сравнению с 2015 годом увеличилась на 200 человек и составила 1000 человек со средней заработной платой 22,3 тыс.руб. К 2020 году планируется прирост численности на 300 чел. и повышение средней заработной платы (на 145%) по отношению к 2015 году.
При разработке прогноза по уровню среднемесячной заработной платы и численности работающих отдельно учитывались процессы в бюджетной сфере. Снижение численности в 2016 году по виду деятельности «образование» связано с сокращением численности работников учебных учреждений образования федерального и регионального подчинения (Шахтинский филиал ЮРГПУ (НПИ), ШФ ДГТУ, ФБГО УДПО ШФ ИПК, ГБОУ СПО РО ШРКТЭ). В муниципальной сфере образования в целом, численность работающих в 2016 году не изменилась.
Потребительский рынок города Шахты, как и Ростовской области в целом, в 2016 году функционировал и развивался в сложных экономических условиях. По большей части это обусловлено продолжающимся падением платежеспособности населения в условиях опережающего роста потребительских цен. В городе Шахты действует 4584 предприятия розничной торговли, из них 2671 объект мелкорозничной торговой сети и 1913 объектов стационарной торговой сети, 2 универсальных розничных рынка, 4 ярмарки универсального типа действующие на постоянной основе.
В городе осуществляют свою деятельность 69 оптовых организаций. В настоящий момент на территории города 23 магазина компании «Х 5 Ретаил-групп» («Пятерочка») и 37 компании «Тандер» («Магнит»). В 1 квартале 2017 года состоялось открытие ООО гипермаркета «Лента». На 2017 год запланировано открытие еще 1 магазина «Пятерочка» и 2 магазинов «Магнит».
На территории города на отчетную дату осуществляют деятельность 314 предприятий общественного питания. Имеются сетевые предприятия общественного питания всего — 13, в том числе: сети областного уровня (местные) — 10, сети федерального уровня — 3. На территории города по состоянию на 1.01.2017г. функционирует 649 предприятий бытового обслуживания населения, в этой сфере занято 3949 человек. Все 18 видов бытовых услуг, отслеживаемых органами статистики, жителям города предоставляются в полном объеме.
В прогнозе на 2018 год прибыль прибыльных предприятий по полному кругу планируется в сумме 2791,98 млн. руб. (темп к предыдущему году – 107,8%). Существенная доля запланированной прибыли приходится на ООО «ВОТЕРФОЛЛ ПРО» и ООО «БТК Текстиль». И ООО «РЭМЗ» планирует получение прибыли с 2018 г в сумме 229,3 млн.рублей. Информация принята к сведению.
Пятый вопрос — «О реализации тарифной политики на территории города Шахты», выступил директор департамента экономики В.О.Горшков. Реализация тарифной политики на территории города Шахты осуществляется на основании Решения городской Думы г. Шахты от 24.09.2009г. № 603 «Об утверждении «Порядка установления тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений в муниципальном образовании «Город Шахты» и постановления Администрации г. Шахты от 22.06.2011г. №2871 «Об основных направлениях тарифной политики г.Шахты на 2011-2020 годы». Предоставление документов в Тарифную комиссию осуществляется в соответствии постановлением Администрации г.Шахты от 23.12.2013г № 8216 «Об утверждении Регламента предоставления документов в Тарифную комиссию города Шахты для согласования цен на платные услуги муниципальных предприятий и учреждений». На территории города Шахты 97 муниципальных бюджетных учреждений и 9 муниципальных предприятий. Из общей совокупности имеют утверждённый тариф на платные услуги – 78. Расценки и тарифы утверждены по 2912 услугам.
Из общего количества согласованных услуг на различные направления приходится: здравоохранение – 72%; образование – 14%; МФЦ – 5%. Остальные услуги приходятся на направления по социальному обслуживанию, коммунальному хозяйству и благоустройству, культуре и физкультуре, ГО и ЧС. Платные услуги учреждений являются дополнительным источником финансирования их деятельности.
Фактически оказывали платные услуги в 2016 году — 74 учреждения. Основанием для введения платной услуги, помимо возможности предусмотренной законодательством, является наличие на нее платежеспособного спроса населения. В 2016 году тариф был пересмотрен для 5 учреждений. В 2017 году проанализирована потребность и сформирован график рассмотрения вопросов на заседании Тарифной комиссии для 64 заявителей. В первом полугодии тариф установлен для 16 учреждений. Информация принята к сведению.
Шестой вопрос — «О порядке установления тарифов на регулируемые услуги (работы) в муниципальном образовании «Город Шахты», выступил директор департамента экономики В.О.Горшков. В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Устава муниципального образования «Город Шахты», Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предложено утвердить «Порядок установления тарифов на услуги (работы) муниципальных предприятий и учреждений муниципального образования «Город Шахты» согласно приложению.
Во исполнение действующего законодательства в сфере ценообразования настоящий Порядок определяет принципы, методы и перечень устанавливаемых тарифов (цен, платы) на услуги (работы), предоставляемые муниципальными унитарными предприятиями, муниципальными учреждениями (казенными, автономными, бюджетными) и юридическими лицами, деятельность которых подлежит регулированию органами местного самоуправления в соответствии с полномочиями, определенными законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Ростовской области.
В Порядке прописаны сфера его применения, принципы установления тарифов, методы установления тарифов, порядок установления тарифов. Вопрос вынесен на рассмотрение Думы.